Пленэр как часть педагогической деятельности

Во внеурочной  деятельности в области изобразительного искусства заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения. Такой формой выражения является пленэр.

Целью пленэра является усвоение полученных знаний по изобразительному искусству. Творческое применение умений на открытом пространстве в условиях естественного освещения, а также развитие эстетических представлений в процессе непосредственного общения с природой.

Занятия на пленэре нацелены на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия на воздухе.

Занятия на пленэре имеют неограниченные возможности в творческом развитии учащихся, поскольку учебно-творческая практика является продолжением образовательной деятельности по композиции, рисунку и живописи.

Это является очень важным аспектом в формировании художественных способностей в целом.

Творческий подход к созданию живописного изображения основывается на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с натурой. А в результате работы на пленэре появляется вдохновение, новый творческий замысел, необходимый для дальнейшего творчества. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.

В процессе познания развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве.

Главный принцип обучения на пленэре – это индивидуально-личностный подход. При этом основной формой взаимодействия личности учащегося с социальной средой является этюд с натуры. Выполнение этюдов, их совершенствование обусловлено принципом возрастания индивидуализации подготовки ребенка.

Для детей занятия на пленэре просто необходимы, так как интереснее зарисовывать живую ветку на природе, чем изображать самый искусно выполненный муляж. А самое главное – у ребенка развивается наблюдательность, любознательность и мышление.

Занятия по изобразительному искусству не только развивают уровень познания, но и формирует психический мир личности. Они также помогают включить субъективные эстетические ценности, а это — основная задача личностно-ориентированного обучения.

В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна осязанию, измерению и сравнению.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и для общего развития ребенка. Рисование с натуры приучают мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливают младшего школьника к дальнейшей учебной работе.

Рассуждая о развитии навыков живописной грамоты у младших школьников, в данном случае речь идет о технике акварельной живописи, об овладении материалом.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные.

Выход на пленэр — настоящий праздник для учащихся! В нашей школы мы выходим на пленэр осенью и весной. Ребята получают новые впечатления и собирают материал для будущих работ. Они не только хорошо отдыхают, но и  получают знания и навыки пленэрной живописи, которые станут хорошей школой для дальнейшего развития творческих способностей. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся. Они знакомятся  с новыми интересными объектами для изображения: живописной природой, сельской архитектурой. На открытом воздухе закрепляются навыки работы с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и воздушная перспектива.

            Вывод: на пленэре появляется возможность применить полученные на уроках знания в новой обстановке. Обогащаются представления о природных явлениях и формах. Воспитывается интерес к живой природе. Приобщаясь в практической работе к миру природы, изучая каждый изгиб стебелька, травинки,  движение ветки, прожилки на листиках, будущий художник сознаёт красоту и ценность жизни, учится бережно относиться ко всему живому. Происходит становление эстетических и нравственных критериев.

Пленэр дает учащимся также возможность творческого самовыражения в тех видах изобразительного искусства, в которых они особенно сильны, в живописи или графике. Пленэрные работы являются бесценным рабочим материалом для выполнения последующих композиций, а также итоговой аттестационной работы, тему которой, отражающую внутренний мир подростка, его представления о своем будущем, своей профессии, учащиеся выбирают сами. В ходе работы юные художники пользуется не только этюдами, но и всем своим запасом наблюдений и впечатлений от природы. Исходя из вышеизложенного, занятия по изобразительному искусству – важное средство развития личности ребенка. Они способствуют расширению кругозора, восприятия эстетических потребностей учащихся, их мыслительной, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к окружающему.

Список литературы

  1. Базанова М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1994. -160 с.: ил. ISBN 5-85200-166 –X «С».
  2. М а с л о в Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству.— М., 1984.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дис. … канд. пед. наук. Орел, 1989.