Рекомендации педагогам по повышению уровня учебной мотивации

  1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому , кто требует действия от других
  2. Развитие внутренней  мотивации  — это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутрине приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Стратегия «Положительная  мотивация » . Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и , какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно , обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного  педагога  могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
  3.  Мотивация  достижения и способности . Поведение , ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу не удач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи — с тревожностью. Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»
  4. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.  Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в .младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

  5 . Взаимоотношение учителя с  классом  и учебная  мотивация .

 Развитие учебной  мотивации  не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным  классом . Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, ‘так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.